Книги о войне


Книги детям о Великой Отечественной войне
Память о прошедшей войне мы храним в наших сердцах! И, конечно, все что знаем о ней, мы должны передать нашим детям. Маленькие граждане нашей страны должны знать ее героические страницы и гордиться своей Родиной и своим народом.
Тема Великой Отечественной войны находит живой отклик в сердцах ребят. В старшей группе детского сада мы беседовали с детьми о блокаде Ленинграда, войне и Дне Победы, городах-героях. Я была рада, что такие важные темы бесед вызывают у детей эмоциональный отклик. Их души открыты добру, милосердию и состраданию!
  

  

  

  

  

  
  • Алексеев С.П. Рассказы из истории Великой Отечественной войны. Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы - "Рассказы о великой Московской битве"; о смертельной схватке с врагом за Сталинград, где была окружена и разгромлена 330-тысячная армия гитлеровцев. - "Рассказы о великом сражении на берегах Волги"; третью часть книги составили "Рассказы о Берлинском сражении; штурме Берлина и полной нашей победе".
  • Алексеев С. «Орлович-Воронович». Это отдельное детское издание писателя интересно тем, что там описываются сражения времен Великой Отечественной войны специально для дошкольников."Идет война народная", "Они защищали Москву", "Последний штурм".
  • Баруздин С. «Шел по улице солдат» Это рассказ о солдате. О необыкновенном солдате. О человеке с оружием в руках и с красной звездой на шапке. Когда-то звали его красногвардейцем. Потом красноармейцем. А сейчас зовут солдатом Советской Армии. Это - рассказ о герое. "Сложное поручение".
  • Бахревский В."Вертолетчики".
  • Блинов А."Таинственная шкатулка".
  • Богданов Н."Хорошая пословица".
  • Богомолов В. "За оборону Сталинграда".
  • Винграновский Н. "Первинка". Еще идет война, но на освобожденной территории уже налаживается жизнь. Отец-офицер присылает деньги, чтобы семья могла купить корову, однако мать больна и не может пойти в город на базар. В город едет 12-летний Мыколка. Деньги обесценились и хорошую корову за них не купишь... И все же мальчику удается сторговать - корова маленькая, худая, но это все же корова. Появление коровы воспринимается уцелевшими в селе людьми как начало мирной жизни...
  • Внуков Н."Приказ по шестому полку", "Старая гильза".
  • Воробьев Е."Тринадцатый лыжник".
  • Воскобойников В. "Девятьсот дней мужества", "В городе на Каме".
  • Гайдар Аркадий «Поход». Прекрасное произведение о войне для дошкольников. Рассказывают о совсем маленьком мальчике – малыше Альке. У которого ночью папу призвали воевать, а он не видел этого и страшно разозлился с утра, что его тоже не взяли «в поход». А мама ему «разрешила» идти в поход, только сказала, что к нему нужно тщательно готовиться. И вот пока шли дни, и Алька вместе с мамой шили рубахи, знамёна, флаги, пока он выстругивал саблю, война закончилась, и папа вернулся. «Он, конечно, обнял мать. И она поздравила его с победой. Он, конечно, крепко поцеловал сына. Потом осмотрел всё Алькино снаряжение. И, улыбнувшись, приказал сыну: всё это оружие и амуницию держать в полном порядке, потому что тяжёлых боёв и опасных походов будет и впереди на этой земле ещё немало». Вот такой конец.
  • Гайдар Аркадий «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». После ухода старших на войну со внезапно напавшими на страну злобными «буржуинами» Мальчиш-Кибальчиш  возглавил сопротивление последней оставшейся силы, мальчишек — «мальчишей». Им было нужно «только ночь простоять да день продержаться». Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть-дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в своё проклятое буржуинство?
  • Георгиевская С.М. "Галина мама". Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести. Она невелика - в ней всего несколько страничек, и тем не менее это настоящая повесть с двумя пересекающимися сюжетными линиями. Одна линия мамина: молодая женщина, чертежница, оставив в эвакуации, в Куйбышеве, маленькую дочку Галю с бабушкой, добровольно уходит в армию. Ее направляют на дальний Север, и там она получает приказ быть связисткой при штабе флота. Однажды со срочным пакетом ее посылают в боевую охрану Рыбачьего полуострова. В тундре под ней убили лошадь, ее ранили, в довершение всего она отморозила руки, и все же пакет был доставлен по назначению. Другая линия Галина. Сначала рассказано о том, как Галя дружила со своей молодой, веселой мамой, как им весело было вместе в красивом городе Куйбышеве. Потом Галино горе: поезд увез маму на войну. После ранения маму отправили в госпиталь, в Москву, Галя и бабушка тоже приехали туда, чтобы ухаживать за мамой. Отмороженные руки не слушались маму - и Галя кормила ее с ложечки. Когда Галина мама выписалась из госпиталя, ее вызвали в наградной отдел и наградили орденом Отечественной войны. Мамины руки, висящие на перевязи, еще не могли принять награду - и военный вручил коробочку с маминым орденом Гале.
  • Герман Ю.П. "Вот как это было". Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. Однако, при всей непритязательности повествования, в кульминационных главах повести чувствуется подлинный драматизм.
  • Дажин Д."Янек","За освобождение Праги". 
  • Даненбург В. "Весенняя музыка Вены"
  • Длуголенский Я."Жили-были солдаты".
  • Драгунский В.Ю."Арбузный переулок". (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
  • Дубровин Виктор. "Мальчишки в сорок первом".
  • Жариков А. М. "Смелые ребята". "Максим в отряде". "Юнбат Иванов". Мальчик Витя живет в блокадном Ленинграде. Он отлично знает, что такое голод, холод, бомбежки. Отец, приехавший навестить семью, решает взять тяжело больного мальчика с собой на батарею...
  • Иванов А. "Как Андрейка на фронт бегал". Осень 1941 года стала очень тяжелым периодом Великой Отечественной войны. Немецко-фашистские войска, напав на Советский Союз, захватили большие территории, и уже подходили к самой Москве. Андрейка, герой этой книжки, был ещё мал. Но и он решил, что не может быть в стороне от всенародной борьбы с фашистами. И тайком от родителей отправился из далёкого сибирского села на фронт..., 
  • Иванов С. "Подводная повесть".
  • Кассиль Л. "Рассказ об отсутствующем". Это одно из самых первых произведений советской литературы, запечатлевших подвиг юного героя Великой Отечественной войны, отдавшего свою жизнь для спасения жизни других людей. Рассказ написан на основе настоящего события, о котором говорилось в письме, присланном в Радиокомитет. Лев Кассиль работал тогда на радио и, прочитав это письмо, сразу написал рассказ, который вскоре был передан в эфир и вошел в сборники рассказов писателя "Есть такие люди", "Обыкновенные ребята" и др.
  • У классной доски. В маленькую деревенскую школу приходят фашисты и требуют от ребят показать им расположение партизанского отряда… "Обыкновенные ребята". 
  • Сборник рассказов, выпущенный в годы войны. О повседневном героизме не только взрослых, но и детей. 
  • "Твои защитники". Сборник маленьких рассказов об армии и войне, написанных в 1942.
  • Коваль Ю."Особое задание".
  • Козлов В. "Пашкин самолет".
  • Кондырев Л."Храбрый Джой".
  • Конецкий Виктор. "Петька, Джек и мальчишки". Рассказы.
  • Коржиков В."Что случилось на границе".
  • Корольков Ю."Леня Голиков".
  • Крючек А."Первый полет".
  • Лавренев Б. "Разведчик Вихров". Автор рассказывает о тринадцатилетнем мальчике Николае Вихрове, который почти босиком пришел к русским солдатам и рассказал о том, сколько в совхозе немцев, какого полка и откуда он прибыл.
  • Отметки Риммы ЛебедевойПоучительный рассказ о школьной учебе эвакуированной девочки.
  • Ливанов А., Давыдов В."Дружные ребята".
  • Лободин М."За оборону Ленинграда".
  • Макаренко Я."Знамя победы".
  • Маркуша А. "Я – солдат и ты – солдат".
  • Митяев А. "Самовар",  и  «Землянка»   Детям легко будет читать эти книги о войне, написаны они очень просто. Здесь не нагнетается ужаса, кошмара войны.
  • Морозов В."Леня Анкинович".
  • Мустафин Р. "Красная ромашка".
  • Насибов А."За оборону Кавказа".
  • Никольский Б."Солдатская школа", "Что умеют солдаты", "Делай, как я".
  • Некрасов А."Морские сапоги".
  • Некрасов В. "Боря Зенелевский".
  • Ольшанский А."Рекс".
  • Осеева В.А. "Андрейка". О семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата. "Три сына". Маленькая зарисовка о войне и победе.
  • Осипов Ю. "Лётная семья". Маленькая повесть для детей дошкольного возраста, состоящая из рассказов шестилетнего мальчика о своем отце-летчике, о жизни в военном поселке, об играх, о начале войны, о наблюдениях за воздушными боями.
  • Павлинов П., Беляев А."Хочу быть военным моряком".
  • Павлов Б."Вовка – с ничейной полосы".
  • Паустовский К.Г. "Стальное колечко". Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
  • Пантелеев А. "Главный инженер". "Как сказано было в приказе германского командования, летчик Буш представлялся к награде "за отличную разведывательную деятельность над позициями противника у Ленинграда, в результате чего были обнаружены и уничтожены 12 зенитных установок русских". А Леша Михайлов получил медаль как раз за то, что помог немецким самолетам обнаружить эти двенадцать батарей..."
  • Пентегов Дмитрий Паровоз "Овечка". Герой этой сказки – небольшой паровоз из серии “Ов”, который железнодорожники ласково называли “Овечка”. Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но “Овечек” все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы.
  • Повесть-сказка “Крайний случай” замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921-2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В конце говорится о памятнике солдату Ивану, главному герою книги. В книге это обыграно очень сказочно. Когда выстрелил в Ивана Фриц – Рыжий лис (фашист), то он «не упал – побоялся девочку уронить. Только почувствовал, как тяжёлым металлом наливаются ноги. Бронзовыми стали сапоги, плащ, лицо. Бронзовой – девочка на его руках…» И здесь мы можем подойти к рассказу о реальном памятнике – это и будет связь книги и событий «дней минувших» с нашей современностью. В книге есть иллюстрация. Памятник «Воину-освободителю» скульптора Вучетича находится в Берлине. Это один из трех находящихся в Берлине советских мемориалов. Прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Здесь захоронено 7000 советских воинов. 
  • Повесть “Вот как это было” посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. Однако, при всей непритязательности повествования, в кульминационных главах повести чувствуется подлинный драматизм.  
  • Пожедаева Людмила. "Война, блокада, я и другие..."
  • Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: “Как Сережа на войну ходил”, “Семеро солдатиков”, “Кепка-невидимка”, “Иван-виллис”, “Подкидыш”, “Пусть стоит старый солдат” и другие. Пронзительная сказка “Как Сережа на войну ходил” о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка …, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.
  • Сахарнов С. "Три капитана".
  • Семенцова Валентина Николаевна “Лист фикуса. Рассказы о войне”. Автор книги принадлежит к тому, уже немногочисленному поколению людей, которых называют “детьми блокады”. В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде. 
  • Сергеев Леонид "Солнечная сторона улицы".
  • Селихов К., Дерюгин Ю. "На красной площади парад".
  • Стрехнин Ю."Город отважных".
  • Токмакова Ирина. "Сосны шумят".
  • Тюрин В. "Ездим плаваем летаем".
  • Ходза Н."Надо спасать детей! Детей увозят в тыл". (в кн. "Дорога жизни".) Рассказы о легендарной Дороге жизни в блокадном Ленинграде.
  • Черкашин Геннадий “Кукла” – это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях – хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.
  • Шишов А. Лесная девочка. Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
  • Юрмин Г."Секрет на колесах".
  • Яковлев Ю. "Как Сережа на войну ходил". Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит - сердце, способное в любой момент остановить врага."Девочки с Васильевского острова".

Комментариев нет:

Отправить комментарий